ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ НЭП...
Анатолий Ермолинский

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ НЭП...

(Феодосия, 1923-1930)

Еще сложнее и катастрофичнее, чем нынче, было положение, в котором оказалась страна при военном коммунизме. И как глоток чистого воздуха измученному народу - новая экономическая политика.
Голод отступил. Всеми цветами радуги расцвел городской базар. На телегах, повозках, арбах из деревень приезжали крестьяне со всевозможными продуктами.

Окружавшие город сады, виноградники, огороды щедро одаривали жителей своими плодами. Оживились поселяне немецкой и болгарской колоний, снабжая город колбасами, окороками, фруктами, брынзой. Из русских деревень привозили молоко, творог, яйца и разную домашнюю птицу - живую и битую.

На склонах гор пасли огромные отары овец татары. Помимо этого занимались они садоводством и огородничеством, доставляя на базар плоды высокого качества. Груши, например, были от сладких скороспелок до лучших сортов - "бергамот", "босдурган", "дюшес", "береалександр". А сколько различных сортов винограда продавалось на базаре - "шасла", "каталон", "мускат", винные сорта - "рислинг", "сотерн", "семильон", "алиготе", "кокур", "кордон-бурун". Были здесь и зимние сорта - "осма", "чауш", "шабаш".

Арбузы и дыни привозили из Мелитополя. На рынке из них были сложены настоящие "горы". Розовые арбузы торговцы откладывали в сторону - бери, мол, бесплатно. Многие хозяйки делали большие запасы на осень и зиму.

Мешками брали картофель. Капуста и другие овощи шли на засолку. Арбузов покупали по полсотни. Развозить приобретенное на рынке помогали хозяйкам люди с ручными рессорными тачками. Феодосийцы их в шутку прозвали "вридло" - временно исполняющие обязанности лошади.

Изобилие продуктов создавало огромную конкуренцию, благодаря чему цены были очень низкими. Товар отпускался с большим "походом". При этом покупатели непременно торговались, а торговцы охотно уступали, так как были заинтересованы продать как можно больше.

Излюбленным блюдом феодосийцев были чебуреки, начиненные сочным фаршем из молодой баранины, обильно приправленной зеленью. Секрет изготовления этого божественного блюда был известен лишь татарам. Все пропорции и режим соблюдались только ими. Татары изготовляли так-же шашлык по-крымски - кусочки молодого барашка, нанизанные на палочки, обжаривали на сковороде в бараньем жире и подавали густо посыпанными зеленью с кусочками лимона. Порция из десяти штук крупных чебуреков стоила тридцать копеек, порция шашлыка - сорок.

Многие жители - владельцы загородных виноградников - занимались виноделием, вино они содержали в городе в специальных погребках, где бутылка сухого вина двух-трех-летней выдержки стоила тридцать копеек, десертного - пятьдесят. Из виноделов выделялись хозяева двух фирм, вина которых были удостоены медалей на зарубежных выставках. Это были И.Руссен и Рева. Их вина поступали в продажу только после пятилетней выдержки. В городе много было открыто всяких закусочных, харчевен, кофеен, пивных. Обширная конкуренция вынуждала готовить повкуснее и продавать подешевле, чем у соседа, при самом любезном обслуживании. Всегда были заполнены кафе в павильонах фонтанчика Айвазовского и на "поплавке" "Паша-Тэпэ", находившемся на набережной, где теперь причал для теплоходов. Там продавалась минеральная вода того же названия из источника, обнаруженного в саду И.А.Бианки под Лысой горой.

Два одинаковых пассажа, находившихся в начале ул. Люксембург, всегда были наполнены свежайшими продуктами: один - мясомолочный, другой - рыбный, куда рыбаки ежедневно, прямо из моря, доставляли любую рыбу - от хамсы и барабульки до кефали, камбалы и осетрины.

Из городских кондитерских выделялись заведения Ресслера и Баранова. Большой выбор тортов и пирожных вызывал соблазнительный аппетит, невольно принуждавший раскошелиться. Там же за столиком можно было выпить чашку кофе с печеньем или бисквитом.

Широкая сеть промтоварных магазинов предоставляла большой выбор любой одежды и домашней утвари. Наряду с ними были производственные мастерские. Модные ботинки, например, стоили восемь - десять рублей, а мужской пиджачный костюм из шевиота или бостона можно было приобрести за пятьдесят - шестьдесят.

Удивительно хороша была жизнь во времена нэпа, экономическая система которого исключала хищения и приписки, брак и порчу продуктов, недобросовестную уборку урожая. Все было доступно и дешево. Ничто не толкало людей на преступления, не давало повода для расстройства нервной системы. Люди были ,   взаимно вежливы и приветливы. Каждый был занят своим делом, добросовестно его выполнял. Но недолго длились времена благополучия - нэп не вписывался в программу построения коммунизма. Против нэпманов стали "вооружать" народ - едко критиковать в печати, кино, театрах. Но главное - душить непомерными налогами, которые к 1930 году стали превышать их доход. Что было затем, известно. Повальное раскулачивание, насильственные вступления в колхоз, голод тридцать второго года. Печальные страницы, ничем не напоминающие времена нэпа.

ЕРМОЛИНСКИЙ Анатолий Викторович
(Санкт-Петербург)
Музыкант. Родился в 1907г. в Феодосии. Автор воспоминаний
"Записки старого феодосийца" (машинопись).
* Впервые опубликовано: 4 февраля 1993 г.. (тетрадь 4).

Феодосия, мой древний град
Избранные страницы "Феодосийского альбома". Очерки. Воспоминания. Поэзия. / Составл., подгот., вступит.
замет. и послесл. Д.А.Лосева; Предисл. А.А.Ненада - Феодосия: Издат. дом Коктебель. 1997. - 208 с., илл. (Б-ка
альманаха "Крымский альбом". Вып 3).



Travel to Ukraine
Map of Ukraine
Разработка Виталия Авраменко Хостинг www.uazone.net
Вы можете использовать все материаллы и фотографии только в некоммерческих целях. При использовании материалов ссылка на этот сайт обязательна
UAZone.net
Kyiv Photo Gallery
Киев 1998-2001