Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
Иван
Константинович Айвазовский — уроженец Феодосии (1817-1900). Став знаменитым
художником, академиком пяти европейских академий, он мог бы поселиться
в любом уголке мира, однако же для постоянного места жительства живописец
избирает милую сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать.
Здесь он прожил долгую и счастливую, полную творческого огня и неукротимой
энергии жизнь.
У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия — Айвазовскому". В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии, так много сделавшему для экономического и культурного развития города. Здесь он построил здание археологического музея, стал одним из организаторов первой городской публичной библиотеки, инициатором постройки железной дороги и морского торгового порта. Бесценным даром для жителей Феодосии стал водопровод, построенный по проекту самого художника и проложенный из принадлежащего Айвазовскому Субашского источника. Таким образом в то время была решена в городе "водная" проблема. В 1845 году на живописном берегу моря И. К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И. И. Шишкин, И. Е. Репин, известный коллекционер П. М. Третьяков, писатель А. П. Чехов. Из ее стен выходят многие талантливые ученики живописца. В 1880 году к своей мастерской И. К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал — картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. Правда, экспозиция тогда еще не имела постоянного характера, так как полотна мариниста отправлялись на выставки в крупные города России и за границу, а их место занимали новые, только что написанные. Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые: музыкант А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день. В 1900 году после смерти И. К. Айвазовского картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано: "... Мое искреннее желание, что-бы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу..." Согласно воле художника, в дар городу, помимо самой галереи, перешли и 49 картин кисти великого маэстро. В основном это были работы, исполненные мастером в последние годы жизни, поэтому они не давали полного представления о многогранном даровании живописца. В настоящее время коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого нуги мастера. Период учебы И. К. Айвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами "Берег моря ночью. У маяка" (1837), где чувствуется влияние его учителя М. Воробьева, "Ялта" (1838), созданная под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина, и "Старая Феодосия" (1839), в которой уже заметны поиски своего живописного языка. Во время учебы в Италии (1840-1844 годы) были написаны работы «Неаполитанский за-лив в лунную ночь» (1842), "Неаполитанский залив утром" (1843), "Кораблекрушение" (1843). Эти картины производят большое впечатление. Художник глубоко понимает и чувствует состояние природы, улавливает тончайшие нюансы в передаче цвета. Период романтизма в творчестве мариниста в галерее представлен шедеврами "Георгиевский монастырь" (1845), "Лунная ночь у взморья. Константинополь" (1847), "Вечер в Крыму. Ялта" (1848), "Венеция" (1849), "Неаполитанский залив 11041110" (1850), "Море" (1853). Для этих картин характерны продуманность и законченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образа моря, яркие эффекты лунного и солнечного света. Будучи живописцем Главного морского штаба, И. К. Айвазовский в разные годы создает замечательные полотна, рассказывающие о подвигах русского Военно-Морского флота. В экспозиции галереи представлены батальные картины: "Бой в Хиосском проливе" и "Чссменский бой" (обе написать в 1848 году), "Осада Севастополя" (1859), "Малахов курган" (1893), "Приход русских войск и Фоодосию и 1771 г." (1871), "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями" (1892). В 1860-1880-и годы творчество мариниста отмечено появлением реалистических тенденций. В лучших художественных традициях в эти годы были создашь первоклассные картины "Море" (1864), "Буря на Северном море" (1865), "Кораблекрушение" (1876), "Солнечный день" (1884), "Берег моря" (1886). Особое место в творчестве художника занимает природа Украины. К этой теме он обращался часто. В галерее собрат картины "Камыши на Днепре" (1857), "Обоз чумаков" (1862), "Во время
жатвы на Украине" (1883), "Свадьба на Украине" (1891). Они написаны с большим
знанием и пониманием природы и жизни украинского народа, привлекают тонкостью
живописного мастерства.
|
Ялта |
|
Феодосия Фотогалерея Карта Феодосии Галерея Айвазовского Старые фотографии |
Home Экскурсии по Крыму Карта Крыма Карта Украины Travel to Ukraine |
|
Design Vitaliy
Avramenko Hosted by www.uazone.net
All pictures on this site is for non-commercial purpose only Вы можете использовать все фотографии только в некоммерческих целях |
|
Russian LinkExchange Member |