Киев... Город вечной юности...
Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. Который
издавна величают "матерью городов русских" и где рядом живут легенды и
действительность.
Миллионы туристов стремятся
побывать здесь, постоять на исторической Старокиевской горе, с высоких
круч Славутича полюбоваться белоснежными новостройками, плотным кольцом
обступившими Киев, прикоснуться к теплым камням величественных памятников
седой старины...
Знаменитая София Киевская...
Удивительное ощущение охватывает каждого, кто переступает ее порог. Где-то
за стенами остается шумный двадцатый век. Столетия расступаются, и перед
притихшими экскурсантами предстает далекое прошлое... Время расцвета Киевской
Руси, когда устанавливала она широкие торговые и дипломатические связи
с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы за честь почитали
породниться с великим князем киевским, когда слухи о богатстве, красоте
и яркой самобытной культуре Киева доходили до самых отдаленных стран и
народов, а летописец с гордостью начертал: „...Вся честь и слава и величество
и глава всем землям русским — Киев".
По памятникам, которые входят
в состав Государственного архитектурно-исторического заповедника „Софийский
музей", можно читать историю отечественной архитектуры и монументальной
живописи XI—XIX веков. Это—Софийский собор и ансамбль бывшего Софийского
монастыря. Золотые ворота. Кирилловская и Андреевская церкви. Трапезная
Михайловского Златоверхого монастыря.
Древнейшие памятники заповедника
— Софийский собор и Золотые ворота — возведены в период княжения Ярослава
Мудрого. В первой половине XI века он расширяет границы древнего Киева
и строит величественный ансамбль каменных зданий. В „Повести временных
лет" под 1037 годом об этом сказано так: „Заложи Ярослав город великий
Киев, у него же града суть Златыя врата, заложи же и церковь святыя Софья,
митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица
благовещенье, посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины".
За этими скупыми словами
летописца стоят талант и труд многих тысяч безымянных мастеров — зодчих
и каменщиков, штукатуров и маляров, резчиков по дереву и камню. Монументальные
сооружения того времени представляют собой одну из самых блестящих страниц
в истории культуры Киевской Руси — общего периода в развитии культуры русского,
украинского и белорусского народов.
Памятники архитектуры далекого
прошлого—свидетели и непосредственные участники жизни Киева на протяжении
многих веков. Они пережили нашествие орд степных кочевников в роковом 1240
году, периоды запустения и возрождения города в XIV—XVI веках, видели национально-освободительную
борьбу украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого против
польско-литовских феодалов в XVII веке. Памятники эти приобрели новые черты
в период подъема украинской культуры, вызванного воссоединением Украины
с Россией.
В 1934 году в древнем Софийском
соборе был создан музей. Тогда же здесь были начаты научно-исследовательские
и реставрационные работы. София Киевская начала служить делу эстетического
и патриотического воспитания трудящихся, делу пропаганды культурного наследия
нашего народа.
Большой ущерб нанесли музею
фашистские захватчики в период Великой Отечественной войны. Хоть сам Софийский
собор не пострадал от разрушения, однако оккупанты разграбили его архивы,
вывезли хранившихся здесь ценные фрески XII века из Михайловского Златоверхого
монастыря. Лишь после войны они были возвращены музею в поврежденном виде.
В конце 40-х годов в соборе
возобновились исследовательские работы. Здесь трудились и трудятся такие
видные ученые, как В. Лазарев, М. Каргер, В. Левицкая, Ю. Асеев, Н. Кресальный,
С. Высоцкий и другие. Для разработки методики реставрации настенной живописи
Софийского собора была создана специальная лаборатория, которую возглавили
известные реставраторы Л. Калениченко, Е. Мамолат, О. Плющ. Научно-реставрационным
советом руководили академики И. Грабарь и В. Лазарев. На базе реставрации
живописи Софии Киевской была воспитана плеяда украинских реставраторов-монументалистов.
В результате научно-исследовательских
работ был создан макет внешнего вида Софийского собора XI века, опущены
на первоначальный уровень полы в храме, на стенах его раскрыты из-под вековых
наслоений копоти и пыли, из-под позднейших записей мозаики и фрески XI
века, проведены большие работы по изучению технологии древних росписей,
расшифровке сюжетов. При расчистке фресок от масляных записей на них были
обнаружены древние надписи — граффити, которые являются ценными памятниками
древнерусской письменности.
В ходе археологических исследований
на территории заповедника получены интересные данные о древней топографии
местности, об истории ее застройки, выявлены следы древних производственных
комплексов, обнаружены остатки каменной ограды митрополичьего подворья
XI века.
В фондах Софийского заповедника
собрано свыше 60 тысяч единиц хранения. Это археологические коллекции,
обмерные чертежи по памятникам, отчеты об исследовательских работах, предметы
декоративно-прикладного искусства, негативы, фотографии, архитектурные
детали. В собрании заповедника — фрагменты мозаичных полов и мраморные
капители из раскопок Десятинной церкви, подлинные мозаики и фрески XII
века из Михайловского Златоверхого монастыря, образцы золотного шитья XI—XII
веков, коллекция копий монументальной живописи из памятников архитектуры
на территории Украины.
Большие научно-исследовательские
и реставрационные работы проведены и в филиалах заповедника — Золотых воротах.
Кирилловской и Андреевской церквях, Михайловской трапезной. На реставрацию
этих ценнейших архитектурных памятников государство ежегодно выделяет большие
средства.
Архитектурное совершенство
Софийского собора, многоцветные мозаики и фрески XI века изумляют людей
на протяжении столетий. Творчество мастеров ушедших эпох вызывает постоянный
интерес к этому удивительному памятнику.
Из года в год увеличивается
поток посетителей Софийского заповедника. Ежегодно здесь бывает более двух
миллионов человек, в том числе только на территории Софийского собора —
полтора миллиона. Среди них — школьники и студенты, рабочие и колхозники,
туристы из братских республик, многочисленные гости из зарубежных стран.
Памятники Софийского заповедника
— это вехи отечественной истории, культуры, искусства. Они повествуют о
таланте и мудрости наших далеких предков, раскрывают перед нами удивительные
грани красоты, созданной руками человека, они свидетельствуют об извечных
корнях дружбы и единства братских славянских народов, они учат любить историю
своего Отечества. |
София Киевская
Интерьер
Кирилловская
церковь
Кирилловская
церковь
Центральный
неф.
Андреевская
церковь
Софийский собор
Фреска XI ст
Золотые ворота
Андреевская
церковь с Подола.
С гравюры
50-х гг. XIX ст |