Андреебскую церковь часто
называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры
Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы.
С ее террасы открывается неповторимый вид на древний Подол, заднепровские
дали, новые жилые массивы.
Построена Андреевская церковь
по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли
в 1748 году, строительные работы велись в 1749—1754 гг. под руководством
известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали
многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь
— памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.
За свою историю церковь
многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства
она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны
царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма
состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха
здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания
купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов
XX века.
С 1917 по 1953 год неоднократно
проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма,
на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт
фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.
В 1970 году по заказу Софийского
заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся
там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские
реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили
первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского
зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.
Андреевская церковь — одна
из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной
архитектуре и искусстве в конце XVII — середине XVIII в. Придя с запада,
этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные
черты.
Для барочных сооружений
характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных
форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты.
Все эти черты присущи Андреевской церкви.
Чтобы поставить храм на
вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого
здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой
паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь
— крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад — восток. Ее
размеры 31 х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами)
— 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10
метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре малые главки поставлены
на контрфорсы, размещенные по диагонали здания. Силуэт церкви построен
на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами,
направляющими движение архитектурных масс ввысь.
Экстерьер поражает богатством
декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами
и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров.
Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля.
Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах
размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.
Живописность фасадов усиливает
яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры,
карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого
купола извиваются золоченые гирлянды.
Тот же принцип декора сохранен
в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь
также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой,
обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере
является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных
очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы
и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные
контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор
введена скульптура — головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа
,,Распятие", завершающая иконостас.
Б. Растрелли руководил всеми
работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса,
но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские
резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием
иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре
находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных
гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника,
которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет
живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы иконостаса, роспись
кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую
часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками.
Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И.
Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого
русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая
картина „Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе „Успение
Богородицы" сохранилась его подпись.
Хотя вся живопись Андреевской
церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет
собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами,
нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами.
Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма.
Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами
здания.
На западных стенах трансепта
находятся две картины XIX века — „Выбор веры князем Владимиром" неизвестного
автора и „Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Это
большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских
летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.
В целом интерьер Андреевской
церкви — светлый, нарядный, мажорный — производит впечатление парадного
дворцового зала.
По своей художественной
выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь
является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство
линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта
принесли этому памятнику всемирную славу. В 1968 году Андреевская церковь
объявлена музеем. |
Андреевская
церковь с Подола.
С гравюры
50-х гг. XIX ст
Андреевская
церковь.
Вид с Подола
Фотография
начала ХХ-го ст
Андреевская
церковь
Фотография
начала ХХ-го ст
Андреевская
церковь
Кафедра
проповедника
Иконостас
Деталь
иконостаса
Деталь
иконостаса.
Вид на алтарь
Неизвестный
художник.
"Выбор веры
князем
Владимиром"
XIX ст.
Деталь
иконостаса |