Home  Экскурсии по Крыму  Карта Крыма  Карта Украины  Travel to Ukraine
Экскурсии для любителей истории

Чуфут-КалеКарта Крыма

        Это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. Дорога к нему ведет из Бахчисарая. Рейсовым автобусом нужно ехать на восточную окраину города. Можно пройти и пешком по улицам Ленина, Розы Люксембург и Старосельской. По дороге чуть дальше соко-экстрактного завода — небольшое ущелье Канлы-Дере. В нем под скалистым навесом 50—40 тысяч лет назад находилась стоянка человека древнекаменного века (палеолита). При археологических раскопках здесь найден скелет полуторагодовалого ребенка. По заключению антропологов, это переходный тип человека от неандертальца к кроманьонцу: его внешний облик у уже близок к современному. Старосельская стоянка пользуется мировой известностью.
        От конечной остановки автобуса вверх уходит старая каменистая дорога. Отсюда хорошо видны три скалистых мыса, один из них — оконечность плато Чуфут-Кале. В нескольких сотнях метров за ним, в балке Ашлама-Дере, пять веков назад крымские ханы возвели руками невольников свой первый дворец, ныне не существующий. Но зато хорошо сохранился мавзолей (дюрбе), расположенный на территории современного Дома инвалидов. В нем похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирея. Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание с красной черепичной крышей; это бывшее медресе —высшая мусульманская духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит к остаткам христианского Успенского монастыря. Здесь сохранились дом игумена и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственного и культового назначения, пещерные кельи в громадах отвесных скал, гостиный дом и другие здания. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.
        Успенский монастырь был основан в конце VIII — начале IX веков и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Его возникновение связывают с так называемым иконоборческим движением в Византии. Начало ему положил византийский император Лев III Исавр (717—741), издавший эдикт против почитания икон. Константин V (741—775) созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. При этом преследовались далеко не религиозные цели — императоры стремились сломить экономическое могущество церкви.
        Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земля переходили в собственность государства, здания превращались в казармы; монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию.
Крутые меры властей вызвали бегство иконопочитателей в отдаленные области империи. Массы беглых монахов стекались и в Крым; по-видимому, именно они основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, Инкерманский, Успенский.
        Избежав разгрома, учиненного монголо-татарами в 1299 году, Успенский монастырь во времена Крымского ханства стал центром православной церкви в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы к крымскому хану. Чтобы привлечь местное христианское население на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.
        В годы борьбы России с Турцией за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А.В. Суворову.
        Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX века он был восстановлен и назван Успенским скитом.
        Во время первой героической обороны Севастополя 1854—1855 годов в кельях, гостином доме и других постройках монастыря размещался офицерский госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище или напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.
        Успенский скит закрыт в 1921 году. Однако в уцелевших гостиных домах во время Великой Отечественной войны размещался военный госпиталь. Сейчас в них живут инвалиды и престарелые, находящиеся на государственном обеспечении.
        После осмотра монастыря продолжайте путь вверх по ущелью. Дорога идет большей частью в тени, среди зелени, слева — роща вековых деревьев грецкого ореха, по пути много лещины, кизила, можжевельника, встречаются дикая груша и лиана ломонос. В нескольких десятках метров от скита — братское кладбище советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Еще выше встретятся пещеры, высеченные в отдельных камнях. Вероятно, это остатки деревушки Мариамполь. Недалеко отсюда в зарослях обнаружен могильник VI—VII веков.
        Как только достигнете источника, откроется необычное зрелище — на голубом фоне неба четко выделяются строения «воздушного города», как назвал Чуфут-Кале один из современников А.С. Пушкина. Кажется, что его дома и крепостные стены подобно орлиным гнездам прилепились прямо на неприступной отвесной скале.
        Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Есть предположение, что он был построен в X—XI веках после гибели соседнего Кыз-Кермена.
        История города, особенно ранняя, изучена недостаточно. Она становится более ясной с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале, пока в конце концов не пошли на хитрость: создали видимость наступления большого войска... День и ночь били барабаны, непрерывно подавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались в крепость.
        Захватив город, мужчин-воинов татары истребили, остальных обратили в рабство... Они разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему — Кырк-Ор (сорок укреплений). Дотатарское название города не установлено
        На рубеже XIV и XV веков впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.
        По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой.
        В конце XV века уже Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу — Бахчисарай.
        Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников. В конце XV века здесь находился в заточении литовский посол Лез, в 1648 году — польский гетман Потоцкий. В 1572 году в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года томился в тюремном застенке русский посол Василий Айтемиров, посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный политический деятель при Петре I. Хан тоже посадил его в тюрьму, где князь просидел три года. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В.Б. Шереметьева. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметьев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале, и провел он там двадцать один год.
        О тяжелой участи Шереметьева красноречиво говорит его письмо к русскому царю Алексею Михайловичу; «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден».
        Только в 1681 году воевода был выкуплен родственниками. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметьев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к родине помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжкой неволи. Но жить на свободе не пришлось. Через полгода он умер.
        В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков продавали в заморское рабство в Кафе — главном центре работорговли на полуострове или в Бахчисарае. Многие влачили рабское существование в Крыму.
        С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще больше двух столетий.
        Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке,  но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У более зажиточных лавки и мастерские  находились в Бахчисарае.
        После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предложило им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории империи.
        С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В путеводителе конца прошлого века читаем: «Вряд ли еще где найдется город, который производил бы столь сильное, подавляющее впечатление полным отсутствием жизни».
        Одолев довольно трудный подъем, экскурсанты входят в город через южные (малые) ворота. К ним ведет вымощенная камнем дорога, частично сохранившаяся на последних двух маршах. Ворота построены в XIV веке на месте более древних, как и вся эта часть оборонительной стены. Через два столетия стену перестроили и сделали в ней бойницы для стрельбы из ружей.
        Подступы к воротам защищала оборонительная стена, вдоль которой идет последний марш дороги. Защитники крепости со стены осыпали нападающих градом стрел, забрасывали камнями и дротиками, поливали расплавленной смолой и кипятком. Сами же они могли отойти к пещерам против входа и продолжать борьбу. Пещеры расположены в четыре яруса и соединяются между собой.
        У второго поворота дороги, справа в скале — вертикальная вырубка, внизу заметны следы порога. Пройдите налево вверх и окажетесь на одной из улиц города. Слева, за развалинами нескольких жилых домов, находится полуразрушенная стена, отделявшая от городских кварталов незастроенную часть плато. Этот пустырь сейчас называется Бурунчак. От него на восток, до средней оборонительной стены тянется «старый» город.
        Улица, на которую вы вышли, называется Средней.
        Севернее ее проходит улица Бурунчакская. По ней двигались телеги и арбы в западную часть плато, на Бурунчак. По-видимому, там в дотатарское время был рынок. В дни военной опасности на этой обширной площади могли укрывать свой скот и имущество жители окрестных деревень.
        Южнее Средней лежит улица Кенасская, названная так потому, что на ней находятся караимские молитвенные дома — кенасы. Улицы соединялись узкими переулками. Средняя улица и переулки не были проезжими, по ним могли пройти только люди и вьючные животные.
        В XVI веке, уже после расширения города, в Чуфут-Кале было свыше четырехсот домов, население достигало четырех-пяти тысяч человек. Дома строились в большинстве двухэтажные, стояли почти вплотную друг к другу. Стены, как правило, клали из тесаного камня, на глине; двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства.
        Идя по Средней улице на восток, попадете на небольшую площадь. На нее выходят и две другие улицы — Бурунчакская и Кенасская. Сразу же за площадью, слева от Кенасской улицы, видны остатки мечети, построенной в 1346 году. Недалеко от развалин мечети — хорошо сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым. Он восьмигранный, построен в XV веке. Много раз его ремонтировали и реставрировали, но делали это неумело, и свой первоначальный вид памятник утратил. Резная арабская надпись на каменном своде двери гласит о вечности загробной жизни. Внутри мавзолея установлено надгробие из местного известняка. На нем высечена надпись на арабском языке: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году».
        За мавзолеем к северу плато круто обрывается. Отсюда, с высоты, открывается изумительный вид на долину Ашлама-Дере. Необычайно красива и панорама Главной гряды Крымских гор с их самой высокой вершиной Роман-Кош (1545 м)...
        В 1825 году Чуфут-Кале посетил Адам Мицкевич. Может быть, он стоял именно здесь, и эта великолепная картина вдохновила великого польского поэта на создание стихотворения «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале», вошедшего в «Крымские сонеты».
        Крепость действительно была неприступна со стороны обрыва. Лишь у самого его края вырублена в толще скалы пещера, откуда просматривалась вся долина.
        Продолжая путь вдоль обрыва, подойдете к средней — самой ранней — оборонительной стене, построенной в Х—XI веках вместе с городом. Она пересекала плато поперек. С обоих концов ее усилива-ли башни. В 10—11 метрах от стены — большой крепостной ров длиной 65, шириной — 4, глубиной — до 2 метров. Но он не доходил до края скалы — оставался проход к вылазной калитке в северной части оборонительной стены (там до сих пор сохранилась небольшая лестница, которая ведет в малый оборонительный ров).
        Ближе к воротам, по преданию, находился монетный двор. В стене видны вырубки для балок, поддерживавших крышу. Монета здешней чеканки с надписью «Кырк-Ор» была серебряной с большой примесью меди. Ее называли «гнилой деньгой» и брали неохотно.
        Над вторым малым рвом со временем построили жилой дом, а сам ров использовали как хозяйственное полуподвальное помещение, из которого по ступеням можно было попасть в две большие пещеры-подвала.
        Осмотрев хозяйственные пещеры, выходите наверх и продолжайте путь вдоль рва. От монетного двора поверните влево и идите к во-сточной стене. Длина ее — 128 метров. Сложена она из камней равной величины и по качеству кладки хуже средней. Стену построили караимы в конце XIV — начале XV веков для защиты новой части города. В XVI веке, вероятно, в правление Менгли-Гирея, стену и башни перестраивали. В это время дубовые ворота обили кованым железом, а в башнях и на парапете стены устроили бойницы для огне-стрельного оружия. Слева от ворот видна орудийная амбразура — необычайная редкость в крепостных стенах того времени. С внешней стороны над воротами укреплена мраморная плита с грубо высеченными на ней знаками, смысл которых не разгадан. Выехать из города или въехать в него можно было только через эти ворота.
        Поднимитесь на башню над воротами и осмотрите местность. Перед крепостной стеной слева у дороги виден большой бассейн, вырубленный в скале. В нем собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скоту. Дальше на плато в последнее время существования города был рынок. Левее на холме стояла ветряная мельница. Впереди по дороге, в верховье Иосафатовой долины, среди деревьев и кустарников скрыто древнее караимское кладбище.
        От восточных ворот отправляйтесь снова к старому городу, но теперь по Главной улице, которая заканчивается у средней оборонительной стены. Шире других, она была проезжей. Пешеходы пользовались тротуарами из каменных плит. На Главной улице сохранились  два жилых дома XVIII — начала XIX веков. В большом доме слева до конца своих дней жил известный караимский ученый, знаток древних рукописей, А.С. Фиркович. Он часто путешествовал по Египту, Палестине, Турции, Кавказу и Крыму в поисках сведений о своем народе. Фирковичем собрано много старинных караимских и еврейских рукописей, книг и надгробных надписей. Эта уникальная коллекция, представляющая большую ценность, ныне хранится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.
        Продолжая путь от дома Фирковича к воротам в средней оборонительной стене, обратите внимание на их расположение. Влево стена уходит под углом, справа она выступает вперед. Находясь на ней, защитники крепости могли поражать штурмующего врага с правого фланга и частично с тыла. К тому же прямой подход к воротам преграждал ров, который дорога в город обходила слева, делая изгиб. В 1299 году татары не смогли прорваться через ворота в город. Они нашли уязвимый участок и пробили стену южнее, там, где перед нею не было рва. Впоследствии пролом заложили, но более мелким камнем. Это место и сейчас хорошо заметно.
        Полотно ворот не сохранилось, но, вероятно, они были двустворчатыми, дубовыми, такими же массивными, как и восточные. На ночь и в момент опасности ворота запирались на засов.
        В скале под аркой ворот вырублен желоб, по которому в город был проложен водопровод из гончарных труб. Подойдя к крепости, водопровод огибал южную часть большого рва. На территории города желоб прослеживается на расстоянии до 15 метров от ворот. Остатки водопровода обнаружены раскопками и под стеной «монетного двора».
        Гончарные трубы, сделанные из хорошо обожженной красной глины, соединялись известковым раствором, а желоб был накрыт двумя рядами небольших каменных плит. Сооружение водопровода предположительно относят ко времени основания города, строительства средней оборонительной стены.
        Когда водопровод перестал действовать, жители вынуждены были брать воду из источников, находившихся вне города. Для хозяйственных нужд и скота собирали дождевую и снеговую воду в вырубленных в скале колодцах. Их было на Чуфут-Кале несколько.
        У южного обрыва хорошо сохранились караимские кенасы. Напротив входа во дворик — кенаса XIV века. Она находилась в старой части города, возможно, потому, что в то время еще не построили восточную оборонительную стену, а святыню нужно было надежно укрыть. К тому же расположение молитвенного дома на территории татар давало им дополнительную власть над караимской общиной.
        Кенасу окружает терраса с каменными колоннами. Здесь верующие отдыхали в ожидании богослужения. Совершив обряд омовения перед входом в молитвенный дом, они ставили обувь в специально сделанные ниши. Терраса была также местом собраний, где решались вопросы религиозного и попечительского характера,  а иногда вершился суд над нарушителями старинных нравственных и религиозных предписаний. Вторая кенаса появилась значительно позже, в XVIII веке.
        Внутри устройство кенас одинаково. В первом маленьком зале, отделенном перегородкой, сидя на скамейках, молились старики, в большом зале — мужчины. Женщины размещались на балкончике, за деревянной решеткой.
        Пол большого зала был покрыт коврами, на потолке подвешены люстры. Сохранились кольца для их крепления. Крючки в стенах служили для закрепления концов веревок, на которых висели люстры. Для лучшего резонанса в стены зала вмонтированы голосники (кувшины).
        На боковых полках лежали молитвенники. В шкафчиках, дверцы которых украшает художественная резьба, хранилась религиозная утварь, в одном из них — центральном — свитки Торы (священные тексты иудеев).
Недалеко от кенас, к сожалению, неизвестно, где именно, находилась караимская типография, созданная в 1731 году. Это была первая типография на Крымском полуострове. Деревянный древнееврейский шрифт для нее выписали из Венеции. Печатались книги большей частью религиозного содержания, на некоторых указано место печатания — «Кале». Последнее издание в Чуфут-Кале вышло в 1805 году, типография была переведена в Евпаторию.
        Кенасами заканчивается знакомство с Чуфут-Кале. Выйдя через южные ворота, спуститесь в Иосафатову долину и поверните налево. В средние века здесь проходила дорога. Она заросла кустарником и деревьями и сохранилась лишь местами. Идя по ней, попадете к старому караимскому кладбищу.
        Кладбище это довольно обширно. Некогда на нем росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Поэтому татары называли кладбище Балта-Тиймез (буквально: «топор не коснется»). Здесь сохранились старинные надгробия из известняка. В поздний период богатым ставили памятники из мрамора. В это место традиционных захоронений привозили хоронить не только из других городов России, но иногда даже из-за границы.
Экскурсии для любителей истории
Страницы истории Крыма  Бакла  Чуфут-Кале  Кыз-Кермен и Тепе-Кермен  Качи-Кальон Сюйренская крепость  Эски-Кермен  Кыз-Куле  Мангуп  Каламита
Home  Экскурсии по Крыму  Карта Крыма  Карта Украины  Travel to Ukraine

 
Travel to Ukraine
Map of Ukraine
 Design Vitaliy Avramenko   Hosted by www.uazone.net
All pictures on this site is for non-commercial purpose only 
Вы можете использовать все фотографии только в некоммерческих целях
UAZone.net
Kyiv Photo Gallery
Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member


Kyiv 1998-1999