Южный берег Крыма |
В 1851 г. закончилось сооружение
террас, установлены мраморные вазы на подпорной стене, у входа в библиотечный
корпус оформлен «Бахчисарайский дворик».
Шедевр творческой фантазии
Блора - южный фасад дворца, центральный портал которого по силуэту напоминает
одновременно вход в капеллу сбитого Георгия в Виндзоре и портал мечети
Джами Масджид в старом Дели. Таким образом, Англия и Индия соединились
вместе в Крыму, на его Южном побережье, в Алупке. Неслучайно поэтому У.
Черчилль во время Ялтинской конференции руководителей трех великих держав,
по его словам, почувствовал здесь, «в далекой России, старую Англию», а
Джавахарлал Неру в 1955 г. - Индию Великих Моголов.
Каждый корпус Алупкинского
дворца напоминает определенную эпоху в английской архитектуре - от башен
феодального замка XIV-XV вв. с их оборонительными стенами до изысканного
здания главного корпуса, построенного в елизаветинском стиле. Кажется,
что дворец строился не в XIX в., а на протяжении многих столетий. Такого
динамизма во времени, отраженного в архитектуре, мы не находим нигде в
мировом зодчестве.
Идея английского архитектора
была блестяще осуществлена руками русских каменщиков, столяров, резчиков,
лепщиков в необычайно короткий срок.
Алупкинский дворец органически
вошел в ландшафт Южного берега Крыма и считается выдающимся памятником
эпохи романтизма.
Осмотр дворца начинается
с широкого парадного двора, разбитого перед северным фасадом главного корпуса.
Именно сюда стекаются все: экскурсант движущиеся пешком из Мисхора и прибывающие
в Алупку морем. Всеобщее внимание привлекают две прямоугольные башни, внешне
напоминающие рыцарские замки из романов Вальтера Скотта, башенные часы
с боем, установленные в 1841 г., эркерные выступы по обе стороны от главного
входа, характерные для тюдоровской архитектуры. Внутри помещения посетители
осматривают вводный отдел музея, документы, старинные рисунки и литографии
которого знакомят со строительством дворца. Затем проходят в парадный кабинет,
обставленный английской мебелью, бронзовой скульптурой и портретной живописью
первой половины XIX века. Она представляет военную галерею участников Отечественной
войны 1812 г. и фамильные портреты работы В.А.Трепинина, В.Л. Боровиковского,
Д.Г. Левицкого.
Изящно отделаны Ситцевая
комната с живописными работами С.Ф. Щедрина, Н.Г. Чернецова, И.К. Айвазовского,
Малая гостиная, или Китайский кабинет, вестибюль, Голубая гостиная, где
в августе 1863 г. по приглашению владельцев дворца выступал великий русский
актер М.С. Щепкин с чтением отрывков из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Переходом
из Голубой гостиной в парадную столовую служит Зимний сад, в котором среди
зелени размещено множество декоративных мраморных скульптур.
Парадная столовая — самый
большой во дворце зал — напоминает парадные помещения тюдоровских замков:
те же высокие потолки, дубовые панели, балкончик для музыкантов. В резные
настенные рамы вмонтированы четыре монументальных панно известного французского
художника Гюбера Робера. Из полированного диабаза выточены камины, замысловатым
орнаментом украшены пристенные буфеты, оригинальные канделябры, настенные
бра.
Собрание произведений западноевропейской
живописи XV—XVIII вв. находится в бильярдной. Одной из самых крупных в
России была в свое время библиотека Воронцова. Она насчитывала 25 тысяч
книг; изданных на многих европейских языках, по истории, географии, искусству,
философии, экономике, астрономии, мореплаванию, сельскому хозяйству.
Много домыслов до последнего
времени вызывала надпись на центральном портале фасада дворца, напоминающем
вход в индо-мусульманскую мечеть. Надпись на арабском языке шесть раз повторяет
изречение: «Нет победителя, кроме аллаха». Искусствоведы Л.Н. Тимофеев
и А.П. Царин связывают происхождение надписи с находящейся на юге Испании
арабской крепостью XIII века. История сохранила рассказ о том, как правитель
Гренады халиф Мухаммед I, проводя миролюбивую политику, обязался стать
союзником испанского короля. Этим он спас Гренаду от разорения испанскими
рыцарями, но в 1248 г. был вынужден участвовать, согласно договору, во
взятии королевскими войсками арабской Севильи. В Гренаде он был встречен
с триумфом. На многочисленных арках было написано слово «Хабиб» (победитель).
Но Мухаммед воскликнул перед собравшимся народам: «Нет победителя, кроме
аллаха!» — очевидно, желая подчеркнуть, что его победа была только тяжким
политическим компромиссом. Позднее он построил крепость Альтамбру, на стенах
которой сотни раз повторялось изречение Мухаммеда, ставшее своего рода
девизом. Кроме этой надписи, являющейся в нише южного фасада чисто декоративным
элементом, никакого сходства с Альгамброй у Алупкинского дворца нет.
В годы Великой Отечественной
войны из Воронцовского дворца пропала часть коллекции: картины, мебель,
вазы. Сам же дворец не пострадал — Гитлер «подарил» дворец фельдмаршалу
Маннштейну, и этот «победитель», рассчитывая на вечное владение им, заботился
о его сохранности. Бегство фашистских войск с полуострова произошло столь
спешно, что они не имели времени разрушить дворец.
Алупкинский парк
— памятник садово-паркового искусства, раскинулся почти на 40 га. «Нигде,
кроме Алупки,— писал в «Очерках Крыма» Е.Л. Марков,— я не видел такого
сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, моря с горами, камня
с лесом, дикости природы с изяществом цивилизации».
Отдадим должное этому пейзажисту — немецкому садовнику Карлу Кебаху,
руководившему разбивкой парка. Она отмечена печатью уникальности — разбитая
по принципу амфитеатра, вся композиция содержит пространственные связи,
сориентированные по сторонам света и тянущиеся от основания амфитеатра
— «Чайного домика» на берегу моря — ко всем архитектурным объектам парка,
дворца, видимым и невидимым центрам ландшафта, ко всем картинам окружающей
природы. Все продумано и закреплено строгой логикой классического плана.
В парке насчитывается около
200 экзотических древесно-кустарниковых видов, разновидностей и садовых
форм. Здесь акклиматизировано множестве растений стран Средиземноморья,
Северной и Южной Америки, Восточной Азии. Свои пышные кроны раскинули магнолия
крупноцветковая и платан восточный, дуб пробковый и сосна итальянская.
Здесь растут пальмы и лавры, кипарисы к маслины, земляничники мелкоплодными
крупноплодный, араукария чилийская и калина вечнозеленая...
Прибрежное шоссе, соединяющее
Ялту с Симеизом, делит парк на Верхний и Нижний.
В Верхний парк можно пройти как из города по широкой каменной лестнице,
так и со стороны парадного двора, минуя высокую скалу Изюм-Таш (виноградный
камень). Эта скала, очертаниями отдаленно напоминающая Ай-Петри, свое название
получила от виноградной беседки, некогда пристроенной к ней.
От павильона с луковичным
куполом аллея, обсаженная кипарисами, ведет в западную часть парка, где
можно увидеть фонтан «Трильби» с барельефом собаки, держащей в зубах кошку.
Если же отправиться от скалы Изюм-Таш в восточном направлении по тропинке,
обрамленной самшитом, она приведет к Малому хаосу. Здесь царят прохлада
и тишина, нарушаемая лишь журчанием многочисленных ручьев, шумом небольших
водопадов. Среди живописных нагромождений камней и тенистых гротов, увитых
плющом, проложены дорожки и тропы; из каменных плит сложены ступени и видовые
площадки. Этот уголок парка очаровал поэта В.А. Жуковского, и он запечатлел
его в нескольких рисунках, которые сейчас хранятся в фондах Эрмитажа.
На северной окраине Верхнего
парка возвышается Большой хаос. Этот гигантский каскад каменных глыб почти
лишен зелени. Отсюда открывается красивый вид на Алупку, весь дворцово-парковый
ансамбль. Между Большим и Малым хаосами находятся три искусственных пруда,
которым приданы очертания горных озер. Алупкинские пруды населяют белые
и черные лебеди, золотистые утки, декоративные рыбки.
Дорожка, огибающая пруды,
приводит к Платановой поляне. На фоне сочной зеленой листвы старых платанов
темным ажурным силуэтом выделяется могучий ливанский кедр. Украшение поляны
— две гигантские секвойи, пришельцы из Северной Америки. В пейзажных парках
часто применялся эффект контраста листвы и хвои посаженных рядом деревьев
различных пород. На Платановой поляне растет редкое реликтовое дерево—
араукария чилийская с причудливо изогнутыми ветвями и чешуеобразной хвоей.
Одна из самых живописных
в парке — Солнечная поляна, обрамленная со всех сторон густыми деревьями.
Незабываемое впечатление оставляет нежная бархатистая зелень газона в сочетании
с темными пирамидальными кипарисами; как величественные памятники, возвышаются
исполинские стволы хвойных деревьев. На Солнечной поляне растет старейший
в Крыму кипарис, посаженный еще в конце XVIII века.
Следующая поляна не случайно
зовется Контрастной: все здесь построено на цветовом и светотеневом контрасте.
На фоне темной стены кипарисов, окаймляющих полукольцом поляну, особенно
живописны крымские аборигены — земляничники крупноплодный и мелкоплодный
с причудливой формой ветвей и яркой окраской коры и плодов. Деревья, разные
по размерам, форме кроны, листьев или хвои, образуют красивую композицию.
Южнее Контрастной находится
небольшая Каштановая поляна. Она особенно хороша осенью, когда листья старых
каштанов становятся золотисто-желтыми и сквозь их ажурный узор просматривается
темная зелень кипарисов, розовато-сиреневые стволы итальянских сосен, растущих
на окраине Верхнего парка.
Нижний парк по характеру
планировки отчетливо делится на две части — придворцовую и приморскую.
Придворцовая, начинающаяся у стен южного фасада, по стилю напоминает «итальянские
сады» Англии с их строгой симметрией, стрижеными деревьями и кустарниками,
декоративной скульптурой.
На верхней террасе, перед
южным фасадом дворца, разбит партер с цветниками, в центре которых находятся
два чашеобразных каскадных фонтана, сделанные из белого мрамора.
На террасе около зимнего
сада растут два коралловых дерева, расцветающие летом живописными красными
цветами, рядом с ними — олеандр, индийская сирень, тис ягодный. У подпорной
стены густо рассажены растения средиземноморской флоры; всюду аккуратно
подстриженные кусты буксуса, лавра, фотинии, вечнозеленой калины.
Очень красивы, особенно
в пору цветения (в июле), вековые магнолии, растущие на второй террасе.
Ниже львиной лестницы на террасе находится фонтан «Раковина», вделанный
в неглубокую нишу опорной стены, по углам которой установлены две мраморные
вазы.
В так называемом «Бахчисарайском
дворике», в беседке, увитой глицинией, можно увидеть «Фонтан слез» — вариант
знаменитого Бахчисарайского фонтана. На нижней площадке, у библиотеки,
находится «Фонтан амуров» итальянской работы XVI века, выполненный в виде
барельефа с дельфинами и амурами.
От львиной террасы по одной
из дорожек (мимо водопада «Кошкин глаз») можно выйти в западную часть парка
— к пальмовой аллее. В основу планировки здесь тоже положен регулярный
стиль: всюду аккуратно подстриженные газоны, кустарники, которым придан
строго геометрическая форма, цветники. Вдоль аллеи, протянувшейся на 106
метров, посажены веерные пальмы.
Южная оконечность Алупкинского
парка — это берег моря. Здесь хаос диабазовых глыб такой же, как в Верхнем
парке, но низвергнутый с суши в морскую пучину. Серо-зеленые и зеленовато-
охристые, с фиолетовым оттенком, скалы самых причудливых форм и очертаний
представляют живописное зрелище. Одна из самых высоких скал с видовой площадкой,
дальше других отстоящая от берега» названа скалой Айвазовского — в честь
выдающегося мариниста, часто бывавшего в Алупке. Неподалеку от скалы расположен
павильон «Чайный домик», построенный в стиле классицизма в 1834 г. архитектором
Ф. Эльсоном. В нем периодически устраиваются выставки работ крымских художников.
У входа в парк высится бронзовый
бюст уроженца Алупки дважды Героя Советского Союза, летчика, сына крымско-татарского
народа, Аметхана Султана, прославившегося на фронтах Великой Отечественной
войны. Летчик совершил 603 боевых вылета, лично сбил 30 самолетов противника
и 19 самолетов в групповых воздушных боях. После войны Аметхан Султан испытал
свыше 100 самолетов. В 1953 г. он был удостоен Государственной премии,
а в 1961 г. стал заслуженным летчиком-испытателем.
Алупка — широко известный
климатический курорт побережья. Его профиль противотуберкулезный. Здесь
работают старейшая детская здравница для лечения туберкулеза костей и суставов
имени А.А. Боброва, санатории «Горное солнце», «Радуга», имени Ф.Э. Дзержинского,
«Солнечный», «Здоровье», «Алупка», «Крым», Министерства обороны, «Шахтер»,
«Предгорный».
|
Design Vitaliy
Avramenko Hosted by www.uazone.net
All pictures on this site is for non-commercial purpose only Вы можете использовать все фотографии только в некоммерческих целях |
|
Russian LinkExchange Member |