Home  Экскурсии по Крыму  Карта Крыма  Карта Украины  Travel to Ukraine
Южный берег Крыма

Ай-ТодорКарта Крыма

        Самым интересным археологическим памятником мисхорского побережья, несомненно, является Ай-Тодор.
        Ай-Тодорское укрепление находилось некогда на крайнем в сторону Алупки отроге Ай-Тодорского мыса, увенчанном ныне маяком. Весь мыс состоит из трех скалистых выступов, отвесные утесы которых образуют один почти недоступный с моря массив. Лишь небольшая бухточка с пляжем между скалой Парус и «Ласточкиным гнездом» представляет единственную удобную пристань, где и теперь останавливаются прогулочные теплоходы и катера. Это исконная гавань Ай-Тодора. Не случайно поэтому первый от Ялты отрог с площадкой «Капитанский мостик» называется Лимен-Буруном, что в переводе с греческого означает «мыс гавани».
        Наиболее живописна центральная часть Ай-Тодорского мыса. В раннем средневековье здесь стоял монастырь святого Федора Тирана (Ай-Тодор в переводе - «святой Федор», тирон - «рекрут, новобранец»), поэтому отрог назывался Монастырь-Буруном, или Монастырским мысом. Еще недавно древней кладки фундамент, принадлежавший восьмиугольной постройке, был единственным следом исчезнувшего монастыря.
        Господствующее положение над Южным побережьем от Аюдага на востоке до горы Кошка на западе занимает массивный отрог Ай-Тодора с маяком, видимым за 27 миль. Рядом с маяком сохранился редчайший памятник природы - тысячелетнее терпентинное дерево, именуемое также дикой фисташкой. На территории современного маяка в древности находились погреба и подземелья, а со стороны дороги шла мощная крепостная стена, в основание которой были положены блоки весом до тысячи пудов. Остатки этой оборонительной стены, возведенной таврами, сохранились до сих пор.
        Большое Ай-Тодорское укрепление давно привлекало внимание исследователей. Его первое краткое описание появилось в 1837 г., а первые раскопки были проведены графом Шуваловым в 1849 г.
        Самые крупные исследования проводились в 1931, 1932 и 1935 гг. под руководством известного советского археолога В.Д. Блаватского. Экспедиция исследовала как крепость, так и могильник. Свои выводы, основанные не только на материале последних раскопок, но и на данных, полученных ранее, В.Д. Блаватский изложил в работе «Харакс».
        Укрепление Харакс (по-гречески - «форт») было основано в 70-х гг. I в. при римском императоре Веспасиане на месте более раннего таврского поселения. В конце I в. здесь находился гарнизон моряков Равеннской эскадры, во II в. размещались солдаты 1-го Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины 2-го Клавдиева легиона (конец II - первая половина III в.). Об этих трех периодах военной оккупации Харакса свидетельствуют штемпеля на кирпичах и черепице.
        В лагере раскопаны основания каменных и кирпичных домов, цементированный водоем - нимфей, украшенный мозаикой, водопровод из глиняных труб. В крепости и за ее стенами у дорожного военного поста открыты святилища с алтарями и мраморными плитами, посвященными Юпитеру, Диане, Гекате и другим римским богам и богиням, фракийскому герою-всаднику, персидскому богу солнца Митре. А в 1961 г. во время земляных работ на территории санатория «Днепр» случайно была найдена целая мраморная плита начала III в. с изображением фракийского героя-всадника, охотящегося на дикого кабана. Памятник, впервые сопровождающийся в Хараксе латинской надписью с именами двух римских легионеров - Клавдия Руса и Аврелия Максима, сейчас экспонируется в Ялтинском краеведческом музее.
        Мраморные статуи оратора и богини Дианы из старых находок хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
        Харакс в основном был военным поселением, при котором жили кузнецы, меднолитейщики, ювелиры, гончары. Жители его занимались рыбным промыслом, скотоводством, земледелием, о чем свидетельствуют найденные серпы, жернова и другие орудия труда. Находки стилей - острых стержней, применявшихся в древности для письма, - служат доказательством грамотности населения. Обнаружено много монет, относящихся к периоду с середины I до середины III в., когда Харакс как военный лагерь прекратил свое существование.
        После того как римляне покинули Южный берег, жизнь на Ай-Тодорском холме не прекратилась. Укрепление Харакс продолжало служить убежищем окрестному населению на случай опасности. За наружной стеной в первой половине IV в. возник некрополь.
        В 1472 г., возвращаясь из своего «хождения за три моря», обогнул этот мыс на пути из Балаклавы в Феодосию и русский купец-путешественник Афанасий Никитин.
        Дальнейшая судьба Ай-Тодора связана с длительным, почти 300-летним турецким владычеством. После присоединения Крыма к России Ай-Тодорский маяк указывал путь бороздящим Черное море русским кораблям. В 70-х годах пришлого века на мысе был выстроен каменный маяк, над цоколем которого и сейчас видна надпись: «37 саж.» (над уровнем моря). По свидетельству путеводителей того времени, огонь маяка поддерживали дочери смотрителя, которые несли маячную службу с большим усердием вместо своего престарелого отца, севастопольского моряка. В начале нынешнего века смотрителем был художник Ф.П. Федоров-Керченский. После Великой Отечественной войны вахту на маяке долгие годы возглавлял потомственный черноморец А.И. Дударь, отдавший родному флоту более полувека.
        Живописные окрестности с мигающим всю ночь зеленым огнем маяка не раз волновали сердца поэтов, посвятивших Ай-Тодору немало лирических строк.

Источник под Ай-Петри

        Между Алупкой и Мисхором на берегу горной речки Хаста-баш в давние времена доживали свой век старик со старухой. Хижина их пришла в ветхость, да и не удивительно: ведь старику исполнилось девяносто лет, старухе восемьдесят, а дети их давно разъехались по свету в поисках счастья. Крошечный огород и садик едва-едва давали им скудное пропитание.
        Почувствовал старик приближение смерти. Мучила его и старуху одна мысль: где взять деньги, чтобы устроить приличные похороны?
        Старик решил, собрав последние силы, несколько раз сходить в горы в лес, набрать там сушняка, продать его на базаре в Алупке и купить гроб и все, что нужно для похорон.
        На следующий день старик рано утром опоясался веревкой, заткнул за пояс топор и, тяжело опираясь на кизиловую палку, пошел в го-ры. Подолгу и часто отдыхал, пока дошел до подножия Ай-Петри, где было много бурелома и сухих веток. Нарубив большую вязанку дров и взвалив ее на спину, кряхтя и спотыкаясь, поплелся старик вниз.
        Дошел он до одного из источников, которые дают начало речке Хаста-баш. Солнце было в зените, жара и усталость совершенно обессилили старого человека. Он решил отдохнуть и, сбросив дрова на землю, жадно стал пить. После этого ему очень захотелось спать, и, прислонившись спиной к сосне, старик уснул.
        Когда он проснулся, то увидел, что солнце ушло на запад - день кончился. Старик забеспокоился и поспешил домой. Легко вскинув на плечи вязанку с дровами, чуть ли не пританцовывая, быстро начал спускаться с горы, по привычке разговаривая с самим собой:
        - Мало дров взял, старый, очень легкая ноша, надо бы раза в два больше.
        Между тем старуха, не дождавшись старика, решила пойти в лес на поиски. Когда она увидела человека с вязанкой, то не узнала в нем своего мужа и обратилась к нему со словами:
        - Не встречал ли ты, молодец, в лесу моего старика?
        - Да что ты, мать, - ответил ей муж, - от старости ослепла, что ли, своего старого узнавать перестала!
        - Не смейся надо мной, старой, н ты когда-нибудь таким будешь, и мой муж лет семьдесят назад был таким, как ты.
        И понял тогда старик, что напился он воды из источника молодости, о котором говорил ему дед, но местонахождения которого никто из окрестных жителей точно не знал.
        Старик рассказал об атом старухе. Она, конечно, немедленно захотела напиться той же водицы. Муж объяснил ей, как найти источник, и быстро потел домой. Он вдруг вспомнил, что много лет уже не починял плетень вокруг сада и огорода, что оставалась лежать сломанной калитка и что вообще немало дома дел, которые требуют сильных рук и хозяйского глаза.
        Увлекшись работой, он не заметил, как наступила ночь. Только тогда, когда нельзя было уже работать без света, вспомнил, что старухи все нет и нет. Бегом бросился в горы. За несколько минут он проделал путь, на который утром затратил несколько часов. Но у источника старухи не было.
        Долго он разыскивал жену. Уже отчаялся найти ее, когда услышал в кустах детский плач. Подняв ребенка, он направился домой. Наступал рассвет. Несказанно удивился старик, увидев, что ребенок на его руках укутан в лохмотья старухи.
        Оказалось, что со свойственной женщинам жадностью к молодости старая женщина выпила слишком много воды из чудодейственного источника под горой Ай-Петри.
 
Южный берег Крыма. Ялта
Краснокаменка  Гурзуф  Артек  Никита  Никитский ботанический сад  Массандра  Ялта  В окресностях Ялты. К Поляне сказок. По Штангеевской тропе. К водопаду Учан-Су. На Ай-Петри. К Большому каньону  Ливадия  Ореанда  Ласточкино гнездо  Мисхор, Кореиз, Гаспра  Ай-Тодор  Алупка  Воронцовский дворец-музей и парк  Симеиз  От Симеиза до Фороса. Кацивели. Понизовка. Оползневое. Парковое. Береговое. Мелас. Форос
Home  Экскурсии по Крыму  Карта Крыма  Карта Украины  Travel to Ukraine
 
 
Travel to Ukraine 
Map of Ukraine
 Design Vitaliy Avramenko   Hosted by www.uazone.net 
All pictures on this site is for non-commercial purpose only 
Вы можете использовать все фотографии только в некоммерческих целях
UAZone.net 
Kyiv Photo Gallery
Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member
Kyiv 1998-1999