Home Экскурсии
по Крыму Карта Крыма Карта
Украины Travel to Ukraine
Ливадия
«Богатство Ливадии не в скалах и пропастях,
а в сочной зелени трав и деревьев...»
Е. Марков
Ливадия расположена в 3 км к
западу от Ялты. Сюда можно доехать рейсовым катером от набережной или рейсовым
автобусом № 5 от автовокзала. Можно совершить и пешеходную прогулку. Она
начнется от колоннады у северного входа в Приморский парк. Затем нужно
идти мимо санатория «Орлиное гнездо», дома отдыха «Заря» и санатория «Россия»,
за которым улица переходит в дорогу, поворачивающую направо. В Ливадию
же нужно идти прямо, через виноградники совхоза «Ливадия».
В далеком прошлом на месте
нынешней Ливадии среди густых лесов были большие поляны. Отсюда и произошло
название Ливадия (по-гречески - луг, по-украински - левада). В конце Х
в. Здесь находилось греческое селение Ай-Ян (Святой Иоанн). Позднее греков
переселили в окрестности Мариуполя, а в 1834 г. территорию Ливадии купил
граф Потоцкий, для которого выстроили дом. На площади свыше 40 га был разбит
прекрасный парк. В 1860 г. Ливадию приобрело удельное ведомство для царской
семьи. К тому времени Романовы уже владели расположенным поблизости имением
«Ореанда», где в 1854 г. был построен дворец (сгоревший в 1882 г.) и заложен
парк из экзотических растений.
В 60-х годах XIX в. под
руководством придворного архитектору Ипполита Монигетти было возведено
около 60 построек: переделан во дворец прежний дом Потоцких (впоследствии
он назывался «старым дворцом»), построены Малый дворец, бассейны, оранжереи
многочисленные службы. В 1910-1911 годах на месте разобранного старого
дворца по проекту архитектора Н.П. Краснова был построен новый Белый дворец,
размерами и роскошью соперничавший с Воронцовским дворцом в Алупке. Он
был летней резиденцией последнего российского императора Николая II.
В бывшей летней резиденции
царя в Ливадии, находящейся в трех километрах от Ялты, в 1925 г. была создана
крупнейшая в стране народная здравница. А в феврале 1945 г. о Ливадии заговорил
весь мир: во дворце состоялась конференция глав правительств трех союзных
держав - СССР, США и Великобритании, вошедшая в историю под именем Ялтинской,
или Крымской. Ее участники наметили план координации действий для окончательного
разгрома фашистской Германии, выработали условия ее безоговорочной капитуляции,
вынесли решение о создании Организации Объединенных Наций.
Ялтинская встреча явилась
высшей точкой сотрудничества трех держав в годы второй мировой войны и
показала, что при наличие доброй воли государства с различным политическим
строем в условиях острых разногласий могут достигнуть важных международные
соглашений, проникнутых духом сотрудничества и единства. Ялтинская встреча
стоит в ряду тех событий, которые во многом предопределили политический
облик мира второй половины XX в. Ныне здесь функционирует Ливадийский дворец-музей.
Посмотреть зал заседаний,
большой круглый стол, точно такой за которым были подписаны важные решения,
ксерокопии документов на русском и английском языках стремятся все. Неистощим
интерес к событиям войны, к судьбам послевоенного мира у людей всех уголков
планеты.
Поездка к Ливадийскому дворцу
из города на автобусе занимает всего лишь 15 минут, пешеходная прогулка
- час.
Ливадийский дворец сооружен
в 1911 г. по проекту выдающегося русского архитектора Н.П. Краснова. Задуман
он был в стиле раннего итальянского Возрождения, но в ходе строительства
архитектор отказался от строгого соблюдения принятого стиля в пользу большей
комфортабельности. Ему удалось удачно вписать дворец в окружающий ландшафт,
расположить здание так, чтобы все его стороны были максимально открыты
солнцу. Прекрасно справился Н.П. Краснов и с поставленным перед ним условием
сохранить старую дворцовую церковь, некогда перестроенную архитектором
И.А. Монигетти из католической часовни Потоцких. Дворцовый храм был оставлен
в неприкосновенности и органически вошел в общую композицию ансамбля.
Главный вход дворца оформлен
попарно стоящими колоннами из голубовато-белого мрамора и украшен тонкой
художественной резьбой по камню, выполненной русскими и итальянскими мастерами.
По обеим сторонам входа - большие вазы из уральской яшмы.
Торжественно наряден Белый
зал с огромными окнами, лепными украшениями и деталями из каррарского мрамора.
Именно здесь проходили заседания исторической Ялтинской конференции. Во
дворце 8 художественно отделанных комнат. Искусно отделаны деревом примыкающие
к залу комнаты первого этажа, в которых жил глава американской делегации
президент США Франклин Рузвельт.
К одной из лестниц, ведущих
во внутренние помещения дворца, примыкает пергола - беседка из вьющихся
роз. У лестницы под небольшим каменным колодцем установлена скульптура
химеры - мифического существа с львиной пастью, змеиным хвостом и козьим
туловищем. Изваяние похоже на химер с портала собора Парижской богоматери.
По средневековым поверьям, такие чудовища отгоняли злых духов, поэтому
их устанавливали на готических соборах Западной Европы.
Напротив Дворцового храма
- небольшая башенка-звонница. Рядом с ней - колонна из серого мрамора,
на которой полукругами выгравированы 14 надписей, сделанных арабской вязью
на арабском и турецком языках. Судя по содержанию надписей, колонна доставлена
в Ливадию из Османской империи в ознаменование победы России над Турцией
в войне 1877-1878 годов.
Несколько выше и правее
колонны - изящный мраморный фонтан в восточном стиле. В верхней части фонтана
на мраморной доске арабскими буквами высечено слово «Ливадия». Фонтан построенная
месте находившегося здесь некогда источника. Чуть ниже стоят оригинальные
терракотовые вазы с изображениями мифических существ. Они сделаны по образцам
ваз, найденных при раскопках римской крепости Харакс на мысе Ай-Тодор,
южнее Ливадии.
Очаровательный внутренний
дворик, какие характерны для итальянских дворцовых построек XV-XVI вв.,
находится напротив Дворцового храма. Дворик окружен большой четырехугольной
галереей с точеными колоннами, мраморными диванами и полом, выложенным
мраморными плитами. Вход в Итальянский дворик закрывают ажурные ворота
из кованого железа, вывезенные еще в XVIII веке из итальянского города
Верона.
Слева от Итальянского дворика
- кухонные постройки, перед я которыми расположена небольшая галерея из
мраморных колонн. На западной стене галереи - миниатюрный горельеф (скульптурное
изображение с сильно выступающими фигурами), выполненный на тему картины
Рафаэля «Афинская школа».
Интересно внутреннее убранство Большого Ливадийского дворца. Бывшие
парадные комнаты первого этажа богато и искусно отделаны деревом: это работа
русских и украинских мастеров прошлого века. Резьба по мрамору выполнена
итальянскими мастерами.
Если идти мимо мраморного
фонтана «Ливадия» по левой дорожке, то откроется вид на два здания. Первое
- трехэтажный особняк в стиле модерн, сооруженный для министра царского
двора Фредерикса. Следующий дом-дворец был построен для царской свиты:
он выполнен в стиле позднего Возрождения.
С 1921 по 1925 г. в Большом
и Малом ливадийских дворцах размещался научно-художественный музей Крымского
комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного
быта, а 28 июня 1925 г. здесь в торжественной обстановке открылся первый
в мире крестьянский санаторий на 300 мест.
По Ливадийскому парку площадью
около 60 гектаров расходится множество дорожек и троп. Особенно популярна
тенистая тропа, идущая от дворца к беседке-ротонде в Ореанде, так называемая
«царская тропа». Тропа была проложена для соединения усадеб Ливадии и Ореанды,
принадлежавших царской фамилии, и служила для пешеходных и верховых прогулок.
Солнечная тропа («Царская»)
Она начинается у Ливадийского
дворца и почти доходит до гаспринского особняка, где в 1901-1902 гг. жил
Л.Н. Толстой. Великий русский писатель и был ее неавгустейшим первопроходцем.
...Дорожные указатели приводят
к белой ротонде, что возвышается над санаторием «Нижняя Ореанда», Крестовой
горе, винограднику. Неподалеку от скульптуры «Дружба», у развилки. Солнечная
тропа пересекает нижнюю дорогу и идет мимо отрога Ай-Никола, скалы Белоголовой,
Утюжка. Слева внизу остаются санатории «Золотой пляж», имени Пальмиро Тольятти,
«Горный», «Парус», туристская база «Кичкине»... Картины природы меняются
ежеминутно. Идти легко. Дышится свободно. Подъемы и спуски незаметны, прогулки
по этой тропе не утомительны.
|
Design Vitaliy
Avramenko Hosted by www.uazone.net
All pictures on this site is for non-commercial purpose only
Вы можете использовать все фотографии только в некоммерческих целях |
|
Kyiv 1998-1999